www.perevozki.ru

20.02.2021Счетная палата РФ: пандемия не повлияла на развитие РЖД, а вот закрытость от проверяющих – может повлиять
     Объем расходов на реализацию инвестиционный проектов в 2020 году в 1,3 раза превысил соответствующие показатели предыдущего года. Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов признался на итоговом заседании правления ОАО «РЖД», что этот факт его не может не радовать. Однако было заявлено, что проверяющие зачастую не имеют доступ к некоторым продуктам ОАО «РЖД». А это мешает выработке действенных рекомендаций и не позволяет находить эффективные и своевременные решения.
    
    В 2017-2020 годах на реализации инвестиционных проектов ОАО «РЖД» направила более 224 млрд рублей, в том числе в 2020 году – 47,8 млрд рублей. При этом неосвоенные остатки бюджетных инвестиций по итогам отчетного периода составили 19,2 млрд рублей.
    
    «Это, зачастую, связано с тем, что бюджетные средства перечисляются поздно», - отметил Валерий Богомолов.
    
    Однако проверяющие выявили постоянно повторяющиеся недостатки. К ним относятся, например, планирование бюджетных ассигнований на осуществление взносов в Уставной капитал Росжелдором и РЖД.
    
    «Отмечу, что несвоевременное использование бюджетных средств снижает эффективность бюджетных расходов, учитывая влияние инфляции на стоимость стройматериалов и оборудования», - отметил аудитор.
    
    Как показали контрольные мероприятия за 2020 год, если ОАО «РЖД» будет взаимодействовать с потенциальными грузоотправителями еще на начальной стадии реализации проектов, то компании удастся эффективно сократить ограничения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры:
    
    «Это позволит определять объемы и условия грузоперевозок, а также устанавливать ответственность грузоотправителей в случае необеспечения запланированных объемов. И, безусловно, планы ОАО «РЖД» по развитию железнодорожной инфраструктуры должны быть синхронизованы с мероприятиями по модернизации смежной инфраструктуры, в том числе и портовой», - сказал Валерий Богомолов.
    
    Кроме того, Счетная палата заявила о необходимости усовершенствования взаимодействия между филиалами РЖД для оперативной актуализации данных о пропускной способности инфраструктуры, загрузке отдельных участков железных дорог с учетом проведения работ по их модернизации.
    
    Подчеркнем, согласно указам президента РФ №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» задачи по развитию железнодорожной инфраструктуры определены на несколько лет вперед и они, заявлено, должны стать еще масштабнее. К 2024 году, согласно Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, должна быть увеличена скорость перевозки контейнеров железнодорожным транспортом с Дальнего Востока до западной границы РФ до 7 дней, увеличены объемы транзита контейнеров железнодорожным транспортом в 4 раза и увеличена пропускная способность БАМа в 1,5 раза, или до 180 млн тонн.
    
    «Эти задачи реализуются в рамках «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» и соответствующих Нацпроектов. Поэтому в текущем году внимание Счетной палаты будет в основном сосредоточено на реализации ОАО «РЖД» крупных инвестиционных проектов с государственным участием», - сказал Валерий Богомолов.
    
    Однако, как отметил аудитор Счетной палаты, зачастую проверяющие не имеют доступ к соответствующим продуктам компании, даже те продукты, что открыты для Счетной палаты, не всегда информативны:
    
    «Отдельно обращаем внимание на форму Инвестиционной программы: она малоинформативна для нас, проверяющих. И требует совершенствования в том числе в части расшифровки по объектам, срокам реализации, остатков средств по итогам периодов. Полагаю, если Счетная палата будет осуществлять мониторинг в тесном сотрудничестве с РЖД, то будут выработаны действенные рекомендации по принятию эффективных и своевременных решений», - сказал аудитор.
 
РЖД-партнер