С началом кризиса в 2008 году рынок складской логистики волнует актуальная проблема: как будут обстоять дела с наличием свободных помещений в ближайшие годы? Окончание или, по крайней мере, затухание кризиса не не только не сняло вопрос, но и придало ему новую остроту.
В 2008-2009 годах тема нехватки помещений крутилась вокруг того факта, что девелоперы резко сократили вложения в развитие складских комплексов, и это в то время, как спрос на качественные склады всегда намного превышал предложение. Ситуацию «спасало» лишь то, что одновременно с заморозкой девелоперских проектов упал спрос. По данным агентства недвижимости Knight Frank, по итогам 2009 года общий объем спроса снизился до примерно 2 млн кв. м. Стремление компаний снизить расходы на складскую логистику привело также к росту спроса на низкокачественные складские объекты (класса С и D) и объекты, находящиеся на значительном удалении от МКАД в Московском регионе.
С началом 2010 года мы наблюдаем возвращение прежних объемов спроса. Например, компания «Молком», один из крупнейших операторов складских помещений в Московском регионе, за этот период заключила контракты с более, чем десятком компаний: De’Longhi/Kenwood, BASF, Rehau, Olsen, Agfa, Mustang и другими.
Компании стали возвращаться к более качественным складским помещениям – А и В. Однако большая часть девелоперов не успевает за спросом. Точнее говоря, многие компании не торопятся вводить новые площади из-за нехватки финансирования и боязни новых рисков: разговоры о новых волнах кризиса покамест продолжаются. 2010 год стал Ушедший год стал для рынка наименее результативным по объему введенных площадей за последние 5 лет. По итогам года объемы нового строительства составили около 400 тысяч кв. м., что почти в два раза меньше показателей 2009 года, и составляет 65% от запланированного объема. Общее предложение качественных складов в московском регионе на конец 2010 года составило 4,59 млн. кв. м, прирост за 2010 год – 8,26% (данные приводит агентство недвижимости Praedium Oncor Internationa
|
| |